гайд по саморегуляции

Слова, по которым психологи выявляют ошибки мышления

Как специалист по когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), я каждый день в своей работе сталкиваюсь с одним и тем же феноменом: наш собственный мозг, стремясь сэкономить силы и быстро оценить ситуацию, часто подсовывает нам искаженную, необъективную картину происходящего. Мы принимаем эти мысли за чистую монету, а потом удивляемся:
«Почему я тревожусь? Почему мне грустно? Почему я так злюсь?».

Необъективная картина создается когнитивными искажениями — это и есть те самые «ошибки» мышления, которые искажают реальность и портят нам настроение, отношения и даже жизнь. Хорошая новость в том, что их можно обнаружить и «перепрошить».

Что это за «когнитивные искажения» и откуда они берутся?

Представьте, что мозг — это очень старательный, но немного старомодный бухгалтер. Он любит раскладывать все по полочкам, использовать готовые шаблоны и делать быстрые выводы, чтобы не перегружаться. В древности это помогало выжить: увидел движение в кустах — подумал «хищник!» и убежал. Лучше ошибиться, чем стать обедом.

Но в современном мире эти шаблоны часто дают сбой. Этот «бухгалтер» начинает делать катастрофические выводы из-за опечатки в отчете или наклеивать ярлыки на коллег после одной неудачной встречи. Это и есть когнитивные искажения.

ТОП-3 когнитивных искажения и как их распознать по словам-маркерам

Давайте разберем самые частые искажения. Ваша задача — прислушаться к себе: узнаете ли вы свои мысли?

1. Катастрофизация («Случилось нечто ужасное!»)
Вы склонны предсказывавать негативное будущее, преувеличивая масштаб проблемы.

Слова-маркеры: «А что, если...», «Это будет катастрофа!», «Ужас, все пропало!», «Все закончится плохо».

Пример: Руководитель вызвал вас на разговор завтра утром. Мысль: «А что, если я допустил критическую ошибку? Он точно меня уволит. Останусь без работы, не смогу платить за ипотеку, это конец!».

Реальность: Скорее всего, руководитель хочет обсудить текущие задачи или дать новое поручение.

2. Черно-белое мышление («Или все, или ничего»)
Вы видите ситуацию только в двух крайностях, не замечая полутонов.

Слова-маркеры: «Всегда», «Никогда», «Все», «Ничего», «Или... или...», «Полный провал/абсолютный успех».

Пример: Вы сели на диету и съели кусочек торта на дне рождения. Мысль: «Все, я сорвался! Диета провалена. Теперь можно есть все подряд, я всегда так делаю, у меня никогда не хватает силы воли».

Реальность: Один кусок торта — это небольшое отклонение от плана, а не его крах. Можно просто вернуться к диете со следующего приема пищи.

3. Чтение мыслей («Я знаю, что они думают»)
Вы уверены, что знаете, что думают другие люди, без единого доказательства.

Слова-маркеры: «Он думает, что я...», «Она считает меня...», «Они все наверняка решили...».

Пример: Вы рассказали другу о своей идее, а он немного помолчал. Мысль: «Он считает мою идею глупой. Он сейчас надо мной смеется. Он думает, что я неудачник».

Реальность: Возможно, он просто обдумывал услышанное, был уставшим или отвлекся на свое.
пример/ описание/ проработка
15 слов-маркеров ошибок мышления
1
все, ничего, всегда, никогда, каждый
Черно-белое мышление
  • -1-
    описание
    Я воспринимаю ситуацию, человека или событие только в крайних терминах, относя их к одной из двух противоположных категорий, вместо того чтобы видеть непрерывный спектр.
  • -2-
    пример употребления
    «Я совершил ошибку, значит у меня никогда не получится»
  • -3-
    терапевтический вопрос
    «Действительно ли эта ситуация состоит только из двух крайностей?»
    «Что говорит о том, что ситуация не абсолютно провальная, а, например, на 30% удачная?»
2
ужас, катастрофа, я этого не переживу, это будет конец
Катастрофизация
  • -1-
    описание
    Я предсказываю будущее в негативном ключе и верю, что грядущие события будут ужасны и я не смогу их перенести.
  • -2-
    пример употребления
    «Я провалюсь, и это будет катастрофа». «Я буду так расстроен, что не смогу сосредоточиться на экзамене»
  • -3-
    терапевтический вопрос
    «Какие есть реальные доказательства, что моё предсказание сбудется?» «Насколько это будет важно через неделю, месяц, год?»
3
да, но; это не в счет; просто повезло; любой так сможет; это ерудна
Дискредитация позитивного
  • -1-
    описание
    Я отвергаю и обесцениваю позитивные переживания или события, настаивая на том, что они «не в счет».
  • -2-
    пример употребления
    «Я сдал экзамен, но мне просто повезло». «Поступление в колледж — это не такое уж большое достижение, так может каждый»
  • -3-
    терапевтический вопрос
    «Если бы мой друг совершил это достижение, я бы тоже сказал, что это "не в счет"?»
    «Почему позитивные события должны "заслуживаться" тяжелым трудом, а негативные просто "происходят"?»
4
интуиция подсказывает; я так чувствую
Эмоциональное обоснование
  • -1-
    описание
    Я верю, что мои эмоции отражают реальность, и позволяю им руководить моими установками и суждениями.
  • -2-
    пример употребления
    «Я чувствую, что она любит меня, значит, это правда». «Я ужасно боюсь самолетов, значит, летать опасно».
  • -3-
    терапевтический вопрос
    «Какие факты подтверждают мою мысль, а какие — опровергают?»
    «Что я сказал бы другу, который чувствует то же самое в этой ситуации?»
5
эгоист, неудачник, ничтожество, дурак
Ярлыки
  • -1-
    описание
    Я навешиваю жесткий, обобщающий и, как правило, негативный ярлык на себя или других.
  • -2-
    пример употребления
    «Я лузер». «Он — плохой человек». «Она — глупая»
  • -3-
    терапевтический вопрос
    «Я — это только мои поступки? Разве одна ошибка/черта определяет всю мою личность?»
    «Что этот ярлык дает мне? Как он мне мешает?»
6
кошмарно, ерунда, ничего такого
Преувеличение/Преуменьшение
  • -1-
    описание
    Я оцениваю себя, других и ситуации, преувеличивая негативы и/или преуменьшая позитивы.
  • -2-
    пример употребления
    «Я получил четверку. Это доказывает, что я ни на что не способен». «Я получил пятерку. Это не значит, что я умный»
  • -3-
    терапевтический вопрос
    «Какую роль в этой ситуации играют позитивные моменты, которые я сейчас преуменьшаю?»
    «Какой совет я бы дал человеку, который преувеличивает эту проблему?»
7
вот, опять же; как в тот раз
Туннельное мышление
  • -1-
    описание
    Я уделяю внимание одной или нескольким деталям и не вижу картину в целом.
  • -2-
    пример употребления
    «Вот опять я допустила ошибку, значит меня уволят»
  • -3-
    терапевтический вопрос
    «Какие еще факты есть в этой ситуации, которые я игнорирую?»
    «Почему одна негативная деталь перевешивает все остальные?»
8
он думает что я; она считает, что я; ясно же, что он
Чтение мыслей
  • -1-
    описание
    Я верю, что знаю мысли или намерения других (или что они знают мои мысли и намерения) без достаточных на то доказательств.
  • -2-
    пример употребления
    «Он думает, что я провалился». «Она подумала, что я не знаю проект». «Он знает, что мне не нравится, когда меня так касаются»
  • -3-
    терапевтический вопрос
    «Какие еще факты есть в этой ситуации, которые я игнорирую?»
    «Почему одна негативная деталь перевешивает все остальные?»
9
вечно, постоянно, каждый раз, только тогда
Сверхобобщение
  • -1-
    описание
    Я беру единичные случаи и безосновательно обобщаю их, используя такие слова, как «каждый раз», «никогда», «вечно» и т.д.
  • -2-
    пример употребления
    «Каждый раз, когда у меня выходной, идет дождь». «Ты обращаешь на меня внимание только тогда, когда хочешь секса»
  • -3-
    терапевтический вопрос
    «Какой процент случаев подтверждает мое обобщение? Это 100%? 50%?»
    «Что будет, если я заменю слово "всегда" на "иногда"?»
10
это из-за меня; я во всем виноват; они на меня смотрят
Персонализация
  • -1-
    описание
    Я предполагаю, что поведение других и внешние события имеют ко мне отношение (или направлены на меня), не рассматривая другие правдоподобные объяснения.
  • -2-
    пример употребления
    «Мой муж ушел из-за меня, потому что я была плохой женой» (не учитывая, что я была его четвертой женой)
  • -3-
    терапевтический вопрос
    «Какие другие факторы или причины могли повлиять на эту ситуацию?»
    «Если бы на моем месте был другой человек, результат был бы таким же?»
11
должен, обязан, надо, нельзя
Должествование
  • -1-
    описание
    Я говорю себе, что события, поведение людей и мои собственные установки «должны» быть такими, как я ожидал, а не такими, какие они есть на самом деле.
  • -2-
    пример употребления
    «Я должна была быть лучшей матерью». «Ему следовало жениться на Анне, а не на Марии».
  • -3-
    терапевтический вопрос
    «Кто установил это правило? Откуда я знаю, что я/они "должны" именно так?»
    «Что будет, если я заменю "я должен" на "я хотел бы" или "мне бы помогло"?»
12
сразу ясно; итак понятно; очевидно же
Поспешные выводы
  • -1-
    описание
    Я делаю выводы (негативные или позитивные) на основе скудных или неподтвержденных доказательств.
  • -2-
    пример употребления
    «Как только я увидел его, я сразу понял, что у него дурные намерения».
  • -3-
    терапевтический вопрос
    «Какие у меня есть неопровержимые доказательства для этого вывода?»
    «Что мне нужно узнать или проверить, чтобы быть уверенным в своем выводе?»
13
это он во всем виноват; это из-за них; если бы не ты
Обвинение
  • -1-
    описание
    Я направляю свое внимание на других как на источник моих негативных чувств и переживаний, не учитывая свою собственную ответственность; или, наоборот, я беру на себя ответственность за поведение и установки других.
  • -2-
    пример употребления
    «Мои родители виноваты в моем несчастье»
  • -3-
    терапевтический вопрос
    «Какую роль в этой ситуации сыграл я? Что было в зоне моего контроля?»
    «Что я могу сделать сейчас, чтобы улучшить ситуацию, вместо фокуса на вине?»
14
а что если?
Вопрос: а что если?
  • -1-
    описание
    Я постоянно задаю себе вопросы вроде «а что, если что-то случится?»
  • -2-
    пример употребления
    «А что, если я попаду в аварию?»
    «А что, если у меня будет сердечный приступ?»
    «А что, если мой муж меня оставит?»
  • -3-
    терапевтический вопрос
    «Насколько реальна эта угроза? Каковы шансы, что это произойдет?»
    «Сможете ли вы прямо сейчас сосредоточиться на том, что происходит в настоящем моменте, а не в гипотетическом будущем?»
15
он лучше меня; у нее получается идеально; я должен быт, как она
Несправедливые сомнения
  • -1-
    описание
    Я сравниваю себя с другими, кто, кажется, преуспевает больше меня, и ставлю себя в невыгодное положение.
  • -2-
    пример употребления
    «Мой отец всегда предпочитал моего старшего брата, потому что он намного умнее меня». «Я неудачник, потому что она успешнее меня»
  • -3-
    терапевтический вопрос
    «Я сравниваю свои "закулисные мысли" с "парадной фотографией" другого человека?»
    «Чем я отличаюсь от этого человека (старт, условия, цели, ценности), и справедливо ли вообще это сравнение?»
Как самостоятельно проработать:
После такой проверки тревожная мысль теряет свою власть над вами. Вы перестаете быть заложником «автопилота» и берете управление на себя.
Поймайте мысль
Как только чувствуете всплеск негативной эмоции (тревога, злость, грусть), отследите мысль, которая ее вызвала.

Мысль-ловушка: «Я никогда не сдам этот экзамен, это будет катастрофа!»
2. Определите искажение
Сверьтесь со списком из 15 слов-маркеров — на что похоже?

Здесь и «никогда» (чёрно-белое мышление), и «катастрофа» (катастрофизация).
3. Задайте себе вопросы
Выберите подходящие вопросы из списка выше и честно ответьте на них (можно в уме или письменно)

«Действительно ли я никогда не сдавал экзамены? Правда ли, что несданный экзамен — это катастрофа, от которой я не оправлюсь?»
4. Сформулируйте новый взгляд
На основе ответов создайте более сбалансированную и реалистичную мысль.

«Экзамен сложный, и я волнуюсь. Но я готовился, и у меня есть шанс. Даже если я не сдам, это будет неприятно, но не конец света. Я смогу пересдать».

Почему так важно работать с этим вместе с психологом?

Самоанализ — это мощный инструмент. Но у нас у всех есть «слепые зоны». Свои собственные искажения заметить очень сложно, они кажутся нам единственно возможной правдой.

Работа с КПТ-психологом — это:

  • Объективный взгляд со стороны. Специалист поможет выявить именно ваши, персональные «любимые» искажения.
  • Системная работа. Мы не просто находим одну мысль, а выявляем целые цепочки искажений и глубинные убеждения, которые их питают.
  • Отработка навыка. Мы вместе превратим терапевтические вопросы в устойчивую привычку, которая станет вашей внутренней опорой.
  • Поддержка и ответственность. Менять привычные пути мышления бывает непросто, и психолог обеспечит вас поддержкой на этом пути.
Ваши мысли определяют ваши чувства и поступки. Влияя на мысли, вы меняете всю свою жизнь к лучшему.

Сделайте первый шаг к ясному мышлению и спокойной жизни — запишитесь на консультацию. Вы сможете научиться не просто ловить мысли-ловушки, а вообще перестать в них попадаться.

Для записи на сессию отправьте ваши контакты

Я свяжусь с вами с 10:00 до 22:00, после получения заявки. Спасибо!
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности