1. Т.к. стыд эмоция социальная, то эффективнее всего будет поделиться тем, что испытываете чувство стыда с безопасным собеседником или психологом. За стыдом стоит страх, что если вы поделитесь своей историей, то люди будут о вас плохо думать. Поэтому необходимо этот страх опровергнуть.
Стыд исчезает тогда, когда вы рассказываете уязвимые истории в безопасной обстановке.
2. Если нет возможности с кем-то поговорить, то необходимо стыд легализовать – признаться себе, что испытываете стыд, дать ему имя и написать о стыде рассказ:
Что случилось перед тем, когда стыд (имя) пришел? Что делает стыд (имя) в данный момент? Что поможет стыду (имя) уйти?
Отделяя себя от стыда, вы делаете его меньше и смотрите на него, как будто со стороны, как за персонажем из игры. Именно в этот момент стыд не может больше управлять вами, т.к. вы начинаете управлять стыдом.
3. Есть специальная техника работы со стыдом «Примирение со стыдом»
Стыдят нас родители в детстве и именно этот сценарий, записываться на подкорке и воспроизводится уже во взрослом возрасте с теми же героями: тем, кто стыдит (родитель) и кого стыдят (ребенок).
Техника заключается в том, чтобы проявить две проекции, услышать каждую и найти между ними компромисс.
Возьмите два стула. На один посадите лист, на котором будет проекция родителя, которой стыдит, а на другом стуле посадите лист – проекция ребенка, которого стыдят. Напишите на листах роли.
И разберите ситуацию, за которую стыдно поочередно садясь на разные стулья и как бы вживаясь в нужную роль.
Например, проекция родителя говорит: «Дома дети одни, а ты на массаж пошла, ты ужасная мать» — проекция ребенка отвечает «Я очень устала и у меня нет энергии заниматься детьми». Затем проговорите чувства каждой роли в слух.
Ведите диалог до тех пор, пока не выскажитесь и не поймете истинные желание каждой проекции. Поблагодарите проекции за функцию, которая каждая выполняет.
После этого оцените свое состояние.
Технику «Примирение со стыдом» эффективнее всего проводить с терапевтом. Буду рада вам помочь примириться со стыдом.